Мучение Ирины

Мучение Ирины
Мучение Ирины – переводной памятник агиографии, получивший распространение в древнерусской письменности. О греческих его списках см.: BHG, t. 2, р. 42–43. Содержание М. следующее. У царя-язычника града Мегидского рождается красавица-дочь Пеленопия. Царь приказывает построить роскошный «столп», куда поселяет дочь, совершенно изолировав ее от мира, и где она должна пребывать до того времени, когда сможет вступить в брак. Чудесное знамение, истолкованное учителем девушки Апелианом, побуждает ее принять крещение; ангел сообщает Пеленопии ее крестное имя – Ирина. Когда Ликиний вознамерился выдать Ирину замуж, она заявляет о своей приверженности христианству, низвергает языческих идолов и отказывается принести им жертву. Разгневанный Ликиний приказывает раздавить дочь колесницей. Однако конь вырывается из упряжи, отгрызает царю руку, и тот умирает. Конь, заговорив человеческим языком, славит Ирину. Она воскрешает отца, Ликиний крестится и отрекается от царства. На страну нападает царь Седекий. Ирина корит его за приверженность к язычеству. Тогда Седекий заключает ее в ров со змеями, а когда те не причиняют мученице вреда, приказывает жестоко истязать. Однако пила, которой должны перепилить тело Ирины, ломается, вода течет мимо колеса, к которому привязывают Ирину. Седекия забрасывают камнями жители города, он возвращается в свою землю и там умирает. Отомстить за отца приходит сын Седекия Савах, но с божественной помощью Ирина сносит новые истязания, десять тысяч воинов Саваха гибнут от руки ангела, ангел рассекает мечом и самого Саваха. Ирина тем временем творит чудеса: исцеляет больных, воскрешает умершего. Но на ее царство нападает брат Седекия – Нумериан. Снова Ирину подвергают изощренным пыткам, и снова происходят чудеса: огонь не прикасается к телу святой, а раскаленный медный сосуд в виде быка, в котором должна погибнуть мученица, превращается в живого быка. Потрясенный царь приказывает епарху убить его. Некоторое время спустя Ирина просит отвести ее в поле. Там она ложится в пустую гробницу, ее закрывают там, а когда через четыре дня возвращаются к «раке», она оказывается пустой – бог «преложи» Ирину «в рай». Видимо, обилие нетрадиционных для агиографии мотивов (способность Ирины воскрешать людей, гибель войска язычников от руки ангела, таинственное исчезновение тела святой) привело к тому, что М. иногда рассматривали как апокрифическое: оно упомянуто в перечне ложных книг, в статье «От апостольских заповедей. Правила святых отец 7 соборов о написанных, которые книги подобает почитати и которые отметны имети всегда» (рукопись ГПБ, F.I.263, нач. XVII в.). Но в то же время проложная статья и М. Ирины читаются в Прологе в минеях. Древнейший список М. – «Мучение святыя и славныя и добропобедныя мученицы Иринии...» (нач.: «В она времена бе цесарь именем Ликиний...») – находится в Успенском сборнике XII–XIII вв. (ГИМ, Синод. собр., № 1063/4). Тот же текст (а не более полный, как полагал Н. С. Тихонравов), читается в сборниках ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 669 и 752 (оба XV в.), а также в ряде списков XVI в.: ГПБ, Солов. собр., № 643/830; ГБЛ, собр. МДА, № 8/94; ГБЛ, Волок. собр., № 199/597 и др. Этот же текст читается в ВМЧ под 5 мая. В прологе могут встречаться под 5 мая «память» Ирины (нач.: «Та бяше единородна сущи Ликиниа Василиска и Ликиниа матери...») и «страсть» (нач.: «Ирина Христова мученица бе дщи василиска при Ликиний...»). Изд.: Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 146–163; Франко. Апокрифы, т. 5, с. 22–44; Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971, с. 135–162. Лит.: Соч. Н. С. Тихонравова, М., 1898, т. 1, Приложения, с. 76.
О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Мучение Ирины" в других словарях:

  • Древнерусская литература XII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения …   Википедия

  • Феодор Стратилат — Θεόδωρος ο Στρατηλάτης …   Википедия

  • Иконография Феодора Стратилата — Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит… …   Википедия

  • Память о Феодоре Стратилате — Мозаика с изображе …   Википедия

  • РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА — кровавый обряд религиозных изуверов сатанистов, совершаемый с целью установления мистической связи с бесами и злыми духами для привлечения их на свою сторону. Ритуальные убийства известны среди разных народов, но особое распространение получили… …   Русская история

  • златыи — Златой златыи, ая, ое; златъ, а, о (13) 1. Сделанный из золота, украшенный золотом: Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха по чистому полю. 8. Камо Туръ поскочяше, своимъ златымъ шеломомъ посвѣчивая, тамо лежатъ поганыя головы… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • Нагорье (Ярославская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нагорье (значения). Село Нагорье Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • АПОКРИФЫ — [греч. ἀπόκρυφος тайный, скрытый, сокровенный], произведения религ. лит ры (иудейской и христ.), посвященные по преимуществу событиям и лицам священной (ветхо и новозаветной) и церковной истории, не включенные в канон Церковью (а ветхозаветные… …   Православная энциклопедия

  • ДАМАС I — [лат. Damasus] (ок. 304/5, Рим 11.12.384, там же), св. (пам. зап. 11 дек.), папа Римский (с 1 окт. 366). Согласно Liber Pontificalis, предки Д. были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Д., овдовев,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»